Сослан Гагулаев — молодой, перспективный актер Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева, артист театра «Саби» и Государственного дигорского драматического театра.Искренний и добрый в жизни, и такой разный на сцене. Сослан максимально откровенно ответил на вопросы о своем творческом пути.

— Почему Вы выбрали профессию актера?

— Я родом из Дигоры. Когда в школе нам предлагали рассказать стихотворение или выступить с какой-то речью, как обычно, все наотрез отказывались, а я без особого энтузиазма, но принимал участие. Тогда мне начало казаться, что у меня что-то получается, потом читал отрывки на английском языке «Ромео и Джульетта», на уроках русской литературы играл Онегина, Лермонтова. Поворотным моментом была моя роль в образе Дзамболата из спектакля «Фатима», который мы показывали в актовом зале. Именно тогда понял, что внутри что-то проснулось, осознал, что там зрительный зал, а я выступаю. У меня складывалось впечатление, что нигде не пригожусь, а когда все-таки нашел свое место, то уверенность в будущей профессии приобрела окончательный характер. И после 11 класса целенаправленно подавал документы только на факультет искусств, выбрав направление актерского отделения. Сейчас так рад, что не ошибся. Это было первое самостоятельное решение, которое полностью изменило вектор моей жизни. Хотя в школьное время сначала хотел посвятить себя туризму, думал быть геологом, потому что любил географию, знал все мысы, моря, полуострова, наизусть знал политическую карту и все столицы мира, еще любил бегать на «Манеже» и хотел стать марафонщиком. Но в старших классах ситуация изменилась.

— Что было самым сложным в процессе учебы в СОГУ?

— Каждый год появлялась новая трудность, которую нужно было преодолевать. Помню, что в первый год, в силу особенности нашего выдержанного менталитета, настоящей проблемой для меня стала зажатость, временами нераскрепощенность и закомплексованность, которая была недопустима в актерском мастерстве. Именно работе с внутренними зажимами и был посвящен первый курс. Студент должен быть, как чистый лист. Все, что делал, подвергалось серьезной критике со стороны моего руководителя. Он считал, что я переигрывал, конечно, такое отношение оказало на меня давление. Сейчас уже об этом вспоминаю с улыбкой. С тех пор приобрел внутреннюю легкость, которая помогает чувствовать себя на сцене свободно.

— Кого Вы считаете своим наставником?

— Таких людей несколько. У меня был художественный руководитель, мой мастер Владимир Карпов. Безусловно, большое влияние на меня оказал он, но, думаю, что другие педагоги в лице Алана Албегова, Александра Битарова и Владимира Парастаева внесли в мое развитие не меньше. Мое творческое содержание впитало какую-то часть каждого из моих педагогов. Я наблюдал за процессом их работы, что-то брал на заметку, мне со всеми удалось поработать. Как правило, это были взаимоотношения режиссера и артиста. Непосредственно в театре моим примером является актер Марат Гудиев.

— Какой была Ваша первая роль на большой сцене?

— Я участвовал в постановке русской сказки, в которой играл говорящего кота. Человеку, далекому от кухни актерского мастерства, может показаться странным играть кота, но будучи в профессиональной среде, понимаю, что это был лучший персонаж в спектакле. Потом был другой опыт, когда вышел на большую сцену СОГУ. Спектакль назывался «В добрый час» Виктора Розова, в постановке Алана Албегова, он был моим педагогом по сценической речи и истории театра.

— Насколько сложно учить текст к своей роли?

— А текст учить и не нужно, его нельзя зубрить. У нас бывают разборы, где мы определяем важные события, которые имеют ключевое значение в развитии действия. Потом бывают «читки», мы детально разбираем взаимоотношения персонажей друг с другом. В таком поэтапном репетиционном процессе текст и запоминается. Я не советую сидеть и зубрить, а на практической основе запоминать текст.

— Что интереснее, репетиционный процесс или сам спектакль?

— На мой взгляд, репетиции гораздо интереснее, это для меня наслаждение, особенно, когда все получается. Даже будучи студентом мне нравилось приходить на репетиции и смотреть на актеров именно в этот период. Помню, мы приходили в Русский театр на репетицию спектакля «Кин 4», которую поставила Изабелла Каргинова. Нас привел мастер, чтобы весь курс наблюдал за актерской игрой. Это было безумно интересно, где-то они останавливались, работали с текстом.

А через несколько дней на премьере бывает непосредственная работа для привлечения внимания зрителя. Меня увлекает поиск, как все рождается. Может быть, у меня такое мнение, потому я не обладаю внушающим опытом, но пока так.

— Кого проще играть, отрицательных персонажей или положительных?

— В моем послужном списке большую часть ролей составляют отрицательные герои. А их играть интереснее всего, нужно проанализировать и в какой-то степени оправдать героя. Плохих людей не бывает, они плохие почему-то. Когда отрицательный персонаж делает пакость, он же сам не всегда отдает себе отчет в том, что он совершает пакость, ему так велит нутро, в его понимании это правильно. Мне играть настоящего героя не так интересно, потому что положительный персонаж он просто всегда хороший, а в отрицательном герое нужно провести детальную работу и выяснить мотивы его поведения.

— Для Вас театр приоритетнее, чем кино?

— Театр имеет более стабильную основу, есть постоянная работа, но и про кино не забываю. У меня уже были небольшие роли в кино. Местная кинокомпания «Ирмон» выпустила фильм «Простачок или бесконечный поединок» — там у меня был маленький эпизод. Амедиа снимали у нас сериал «Операция Мухаббат», я сыграл афганского мальчика. А однозначно ответить не могу, потому что актером кино себя не считаю, мне удалось только немного прикоснуться к этому. Театр я выбираю душой, потому что там она отдыхает. А в кино можно легко заработать большие деньги, эта отрасль популярнее, но она нестабильна.

— Вы не боитесь стать заложником одной роли?

— Конечно, боюсь. Нас на факультете этому обучали и говорили: «Не играйте на одной струне», когда актер одинаково показывает грусть или любую другую эмоцию, жест, и это происходит из спектакля в спектакль. Разные персонажи имеют разные оттенки одной эмоции, нужно стараться быть разноплановым. Для актера очень страшно стать мастером одной роли.

— Как происходит процесс подготовки к новой роли и образу?

— Это дело не одного дня. Домашняя работа имеет огромное значение, то есть об этом нужно всегда думать фоном. А почему он сказал или сделал именно так, а как бы мой герой отреагировал в этой ситуации. Было бы интересно найти фишку для роли. Какой бы ни был театр, в первую очередь, там должны быть увлекательные спектакли. Это безостановочный процесс поиска.

— Как сыграть эмоции, которые Вы еще не испытывали?

— Фантазировать. Если никогда не сталкивался с ситуацией, которая побуждает определенные эмоции, стараюсь фантазировать. Вспоминаю пары, на которых нас учили «наблюдению». Допустим, девушка, которая еще не была беременной, но которой нужно это состояние сыграть, просто представляет себя в этом амплуа. Все зависит от таланта актера или актрисы, нужно постараться присвоить себе это состояние и прожить его.

Элеонора Кочиева