80. Восемьдесят спектаклей, каждый из которых нужно прожить, прочувствовать и передать зрителю. И ведь это еще не предел, потому что у заслуженной артистки РСО-А Марины КАБОЛОВОЙ много планов, энергии и творческого запала. Вот и сейчас свой юбилей она встречает на сцене с текстом в руках – репетирует очередную постановку, которую уже совсем скоро увидят зрители ТЮЗа «Саби».

Помните финальный диалог из фильма «Королева бензоколонки»: «Вы что, изменили мечте?» – «Нет, я мечту изменила!»? Именно так и можно охарактеризовать отношения актрисы с театром юного зрителя, куда она попала волей случая. Но разве случайности – случайны? «Я хотела играть на сцене, именно поэтому после окончания училища искусств по классу вокала решила поступать в Театральный институт имени Бориса Щукина – как раз проходил набор в группу от нашего Русского драмтеатра. Прошла первые два тура, а для третьего нужно было ехать в Москву. Денег не было, а чтобы их заработать я решила прийти сюда, в кукольный театр. Если честно, я и не знала, что он функционирует в нашей республике: когда ТЮЗ в школу привозил спектакли, мне казалось, что это гастролирующий коллектив. А тут услышала о наборе в труппу, и решила для себя поработать два месяца», – вспоминает начало своей творческой карьеры Марина Каболова. И, действительно, она успешно проработала в «Саби» два месяца, а потом еще два – и так прошли почти 40 лет, в течение которых неопытная актриса доросла до ведущего мастера сцены. Любовь к театру вспыхнула не сразу – это был путь через кропотливую работу над собой. «Было сложно. Я боялась, что не смогу научиться управлять куклой: одновременно работать и руками, и головой, еще и глаза подвижные! Но я привыкла доказывать себе, что смогу все. И даже, если это временная работа, то выложусь на максимум. Так я и освоила кукловождение», – говорит актриса, для которой уже первый спектакль был по любви. Ведь сложно было не влюбиться в свою героиню из постановки «Выше дружбы счастья нет» – девочку Галу, которая отличалась отзывчивостью и стремлением помогать окружающим. А потом была новая роль и новая любовь. «Мне кажется, что актеры любят всех своих персонажей, даже если, по их мнению, он не совсем удался. Ты же каждую роль пропускаешь через себя, она становится твоей частичкой».

Наверняка за столько лет у Марины Каболовой, как и у многих ее коллег, появился свой профессиональный секрет, как же сделать роль удачной. Но, как оказалось, здесь нет магии. Зато есть душа, которую актер вкладывает в свой каждый выход на сцену: ты должен что-то сказать от своего персонажа и одновременно от самого себя, так как ты как личность тоже остаешься в спектакле. «Мне навсегда врезалась в память фраза Николая Гоголя «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Она стала для меня неким девизом: мне всегда хочется сказать о чем-то добром, это ведь самое главное, что может быть. Думаю, мы и родились, чтобы нести этот свет. И все же не просто так я оказалась в театре – месте, откуда можно и нужно транслировать добро». Причем у актрисы это получается и в роли отрицательного персонажа, ведь в «Саби» нет неисправимых антагонистов – каждый из них через других героев сказок преображается и обращается в добро. «Для меня работа над отрицательными персонажами в чем-то интереснее. Лично мне над образами положительных героев долго трудиться не нужно – это не хвастовство, а скорее признание того, какая у меня натура. А вот в отрицательной роли ты уже и юмор должен включить, и псевдозлость отработать».

– Марина Албековна, а осталась ли роль, которую бы хотелось сыграть?

– Пожалуй, в нашем ТЮЗе сыграла все: и отрицательные, и положительные, и противоречивые, и прямые, от Снегурочки до Бабы-Яги. Но несбывшейся мечтой остаются герои Антона Чехова на сцене драмтеатра – уж очень он мне близок.
Те, кто знает актрису лично, понимают предопределенность такого выбора: она, упрямо верящая в справедливость, стремящаяся изменить мир
вокруг с черно-белого на цветной, отлично бы вжилась в роли по произведениям русского классика. Но тогда не было бы в ее жизни тех эмоций, которые она получает сейчас. Были бы другие, но не эти: когда, подглядывая в щелочку через декорации, она видит, как ребенок сидит с огромными глазищами, открыв рот, и не может оторваться от происходящего на сцене. И свою многолетнюю любовь к куклам, к сказкам Марина Каболова стремится передать окружающим: «Я хочу обратиться к мамам и папам, бабушкам и дедушкам: приводите детей в театр. Никакие современные гаджеты и фильмы не заменят эту атмосферу. И чем чаще вы будете их приводить, тем они будут добрее, внимательнее, в том числе и к своим старшим».
Такой призыв во многом основан и на личном опыте актрисы: бабушка восьми внуков знает толк в воспитании. Марина Албековна уверена, что главные ценности в детей должны закладываться в семье, родителями: «Если у ребенка с первых дней есть понимание что такое хорошо и плохо, что такое добро, основанное на произведениях нашего детства, то никакие современные мультфильмы не смогут повлиять на его восприятие».
Другое дело, что сами родители сегодня сидят в гаджетах… А совместное чтение сложно заменить и потом его «догнать». Для своих внуков она та еще сказочница! Сажает их перед собой и читает Экзюпери, короткие сказки Шекспира, а может даже выдумать что-то, сделав детей героями повествования и поставив их в определенные ситуации, которые зеркалят поведение детей в реальности. По словам актрисы, метод работает.

 – Своих младших вы учите нести добро. А чему бы хотели научить младшее поколение актеров в «Саби»?

– Вы знаете, я до сих пор сама учусь. Театр кукол – это такое пространство, в котором ты развиваешься ежедневно, и если не будешь этого делать, то быстро выпадешь из обоймы. И придется учиться заново «дружить» с куклой. А так ведь и мышечная память срабатывает: иной раз опытному артисту и смотреть ненужно на куклу, а та все равно будет вести себя правильно. Поэтому, главный совет, это смотреть на тех актеров, кого они для себя считают авторитетом в профессии. Нет теоретических конспектов, есть ваша наблюдательность и трудолюбие – так и осваивается кукловождение. И потом ты сводишь воедино свое внутреннее желание что-то передать со сцены и навык, благодаря которому кукла передает твое душевное состояние. Без такого тандема смысла в нашей работе нет.
Отлично справляющаяся как с кукольными спектаклями, так и с постановками «живого плана». Всегда жизнерадостная и влюбляющая в свое пение. Оживившая на сцене принцессу Пирлипат, поросенка Ниф-Нифа, Кикимору и Графа Вишенку. Многолетний председатель профкома ТЮЗа «Саби». Верный друг. Сегодня Марине Каболовой – 60, но кто смотрит в паспорт, когда перед тобой олицетворение цветущей весны, женственности и обаяния?!

– Искусство – язык, который понимают во всех странах мира. Если бы у вас была возможность сыграть спектакль для детей разных уголков планеты, какую бы постановку выбрали, чтобы показать то самое непобедимое добро?

– «Маленького принца». Там столько гениальных фраз! Там такой глубокий смысл, который все понимают по-разному. Восприятие меняется и в зависимости от возраста. В детстве, будучи взрослым – на разных этапах жизни – это каждый раз новые впечатления. И это именно то произведение, на котором многому можно научить.

АВТОР: МАДИНА МАКОЕВА
ФОТО: ГЕОРГИЙ ГРИГОРЯН